
-
Антикоррупционные обязанности, запреты и ограничения
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение всех перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (например, коммерческий подкуп).
В целях противодействия коррупции законодателем установлен ряд антикоррупционных обязанностей, запретов и ограничений. Например следующие: обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, запрет на занятие предпринимательской деятельностью, обязанности принимать меры к недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и по урегулированию возникшего конфликта интересов, а также другие.
Антикоррупционные обязанности, запреты и ограничения распространяются на должностных лиц в различных сферах: должности государственной и муниципальной службы, государственные и муниципальные должности, некоторые должности в организациях, созданных для выполнения задач и функций министерств Правительства Российской Федерации, а также частично распространяются на должности руководителей государственных и муниципальных учреждений.
-
Конфликт интересов
В законодательстве о противодействии коррупции содержится понятие «конфликт интересов», которое является достаточно сложным для понимания из-за своей неоднозначности и широкого спектра ситуаций, в которых такой конфликт может возникать.
Согласно ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) самим государственным служащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми государственный служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Таким образом, есть ряд аспектов, затрудняющих понимание приведенных понятий и применение положений законодательства о конфликте интересов, а именно:
- размытость формулировок: законодательство не определяет четко, что именно считается «личной заинтересованностью» и какие конкретно действия или ситуации подпадают под формулировку «влияет или может повлиять»;
- субъективность оценок: определение того, повлияла ли личная заинтересованность на принятие решения, может быть субъективным и зависеть от конкретной ситуации и мнения различных сторон;
- многообразие ситуаций: конфликт интересов может возникать в самых различных ситуациях, и не всегда очевидно, когда именно возникает риск предвзятости или ненадлежащего исполнения обязанностей;
- сложность выявления: не всегда есть возможность определить наличие конфликта интересов, особенно если он скрыт или не очевиден.
Под указанное определение конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов государственных служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
- выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
- выполнение иной оплачиваемой работы;
- владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
- получение подарков и услуг;
- имущественные обязательства и судебные разбирательства;
- взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
- явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).
В качестве примера конфликта интересов можно привести следующие ситуации: проведение дознавателем процессуальной проверки в отношении родственника (свойственника); заключение государственным или муниципальным служащим контракта с родственником (свойственником), рассмотрение обращения в отношении близкого лица.
-
Личная заинтересованность
Конфликт интересов всегда возникает на почве прямой или косвенной личной заинтересованности. Личная заинтересованность означает возможность в сложившейся ситуации получить доходы, выгоды, преимущества:
1) Самим служащим. Например, служащий обучается в образовательной организации, в отношении которой осуществляет контрольно-надзорные функции, в данной ситуации у служащего возникает личная заинтересованность в получении завышенных оценок, используя свои полномочия.
2) Лицами, состоящими со служащим в близком родстве или свойстве (близкими родственниками), к которым относятся его родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей. Например, служащий включен в состав конкурсной комиссии на замещение вакантной должности. Один из претендентов на эту должность – его супруга. В данной ситуации возникает личная заинтересованность, так как супруга служащего может получить преимущество перед другими кандидатами.
3) Организациями или гражданами, с которыми служащий и (или) его близкие родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Например, служащий рассматривает жалобу о нарушении земельного законодательства организацией, участником которой является его сын. В данной ситуации возникает личная заинтересованность служащего в получении выгод его сыном.
Служащий обязан незамедлительно сообщать представителю нанимателя обо всех ситуациях, в которых у него может иметься личная заинтересованность.
4. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
Государственные (муниципальные) служащие обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. В целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов служащий должен принять все возможные меры.
В частности, служащий обязан:
1) сообщить представителю нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, для чего необходимо направить представителю нанимателя соответствующее уведомление в письменном виде;
2) при необходимости осуществить самоотвод (например, если служащий входит в состав комиссии, которая рассматривает вопрос в отношении его родственника);
3) отказаться от выгоды, ставшей причиной возникновения конфликта интересов (например, служащий при осуществлении функций государственного управления в отношении организации обязан отказаться от получения предлагаемых данной организацией бесплатных услуг, скидок и других выгод);
4) передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление, если владение ими приводит или может привести к конфликту.
Непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение в связи с утратой доверия.
Представитель нанимателя также обязан принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к такому конфликту. Так, представитель нанимателя обязан:
1) изменить должностное или служебное положение служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей;
2) направить представление о возникновении у служащего конфликта интересов или о возможности его возникновения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Непринятие представителем нанимателя мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение.
Выводы
Конфликт интересов часто является одной из форм проявления коррупции, что делает его сложным для восприятия и требует системного подхода к борьбе с ним.
В целом, сложность понятия «конфликт интересов» на государственной и муниципальной службе, который может иметь как реальный, так и потенциальный характер, обусловлена его многогранной природой, необходимостью учета множества факторов, как объективных обстоятельств, так и субъективных оценок в каждой конкретной ситуации.